305.85 ВАХ Вахтин, Николай Борисович. Русские старожилы Сибири : социальные и символические аспекты самосознания / Н. Б. Вахтин, Е. В. Головко, П. Швайтцер. - Москва : Новое издательство, 2004. - 292 с. - (А ; 002). - Библиогр. : с. 261 - 279. - ISBN 5-98379-005-6. - Текст : непосредственный. Предм. указ. : с. 280 - 285. Географ. указ. : с. 286 - 290
История старожильческих групп : глава 1 Краткие сведения о колонизации Сибири История складывания смешанных общностей Территория и ее формирование Три старожильческих общности Индигирка : село Русское Устье Нижняя Колыма : поселок Походск Анадырь : село Марково Кто они? : глава 2 Старожилы в эволюционистском научном дискурсе Старожилы в официальных классификациях Этничность старожилов : номинационный аспект Культурные признаки как маркеры этнических границ : глава 3 Маркеры чего? Символические маркеры этничности и категоризация Территория и происхождение Браки Физический облик Характер и поведение Одежда Пища и способы ее приготовления Бытовые обычаи и правила поведения Религиозность Фольклор Язык как этнокультурный маркер Современное социально-экономическое положение старожильческих групп : глава 4 Старожилы и установление советской власти Старожильческие группы в 1930-е годы Современное положение поселков
Старожилы Сибири и Дальнего Востока, потомки русских переселенцев XVIII - XIX веков, не причисляют себя ни к русским, ни "коренным народам Севера". Они создали свою неповторимую культуру, и каждая старожильческая группа считает себя самостоятельным народом. Детальный анализ этнического самосознания старожилов, представленный в книге антропологов Николая Вахтина, Евгения Головко и Петера Швайтцера, позволяет приблизиться к пониманию сути этничности, ее компонентов и способов конструирования. Книга основана на интервью с современными сибирскими старожилами, записанных авторами в поселках на реках Колыме, Индигирке и Анадыре, а также на исторических, в том числе архивных, материалах. Для сравнения авторы привлекают данные о камчадалах и креолах Русской Америки, что позволяет показать проблему самосознания старожилов в более широком контeкcтe