808.1 ЭТК Эткинд, Ефим Григорьевич. Материя стиха / Е. Г. Эткинд. - 2-е изд., испр. - Paris : Institut d'etudes slaves, 1985. - 506 с. - (Bibliotheque Russe de Institute d'Etudes Slaves, ISSN 0078-9976 ; tome XLVIII). - ISBN 2-7204-0213-3. - Текст : непосредственный. Имен. указ. : с. 495 - 502 Перевод заглавия: La Matiere du Vers
Предмет поэзии Приращение смысла (А. Блок, Равенна, Почиет в гробе Теодорих; Девушка из Spoleto) Непосредственная действительность чувства (А. Блок, Как океан меняет цвет) Три спора о поэзии и прозе К проблеме "типология поэзии" (М. Херасков, Сонет; А. Фет, Только в мире и есть, что тенистый...) Красота симметричных абстракций (А. Пушкин, К Чаадаеву) Форма как содержание (А. Пушкин, Клеопатра, Египетские ночи) Поэзия перед судом прозы (Л. Толстой, О Шекспире и о драме, Что такое искусство) Поэзия как система конфликтов Первый конфликт : слово в речи - слово в стихе Конфликт второй : слово в предложении - слово в стихе (А. Пушкин, Портрет; В. Маяковский, эпилог поэмы Про это) Конфликт третий : синтаксис - ритм Конфликт четвертый : метр - ритм (П. Вяземский, Метель, Палестина; Б. Пастернак, Вакханалия, После вьюги) Конфликт пятый : условно-поэтическая фразеология - индивидуальная речь (А. Пушкин, К Батюшкову; А. Дельвиг, К мальчику; М. Лермонтов, Смерть поэта, 1 января) Слово и контекст Смысл, стиль, звук, ассоциации Тринадцать сражений Внешний и внутренний контексты (М. Лермонтов; А. Блок) Контекст "цикл" (М. Цветаева, Стол) Вверх по лестнице контекстов (слово "буря") Звук и смысл Изобразительны ли звуки языка ? Теория звукового символизма (К. Бальмонт, Кони бурь, Шорохи,Тоска степей; А. Белый, Утро, Глоссолалия) Мотивирован ли языковой знак? Мотивированность слова в поэтической речи Поэтическая этимология (М. Цветаева, Минута; В. Хлебников, Учитель и Ученик, Наша основа) Поэтическая этимология в "поэзии автономного слова" От словесной имитации к симфонизму (Принципы музыкальной композиции в поэзии) Общее и различное Стих и песня (Г. Державин, Любителю художеств, Персей и Андромеда; А. Пушкин, Леда) Словесный танец (Г. Державин, Русские девушки, Цыганская пляска; А. Белый, Веселье на Руси; Н. Тихонов, Финский праздник; Б. Пастернак, Свадьба) Принципы музыкальной композиции (В. Хлебников, Праздник труда)
Заключение: ""Материя стиха" - это совокупность тех элементов поэтического искусства, которые даны в непосредственном физическом ощущении. Автор не стремился их исчерпать, - за пределами книги остались некоторые факты, заслуживающие рассмотрения в этом ряду, но либо еще недостаточно изученные, либо, напротив, уже ставшие предметом специальных монографий. К их числу относятся: поэтическая фразеология (эта тема лишь затронута в главе II), ее формы на разных этапах развития русской поэзии и ее отношения с антифразеологическими поэтическими системами; проблема жанров и связанных с ними стилистических ресурсов поэзии; различные формы ритма (от метрических структур до сложно-строфических и астрофических композиций); метафора и ее роль в художественном мире поэта - от внеконтекстных, условных метафорических перифраз классицизма до сугубоиндивидуальных, одноразовых метафор новейшей поэзии. Автор надеется в дальнейшем обратиться к названным проблемам. В этой книге он стремился рассмотреть то, что ему казалось наиболее важным, сказать это здесь и сейчас, иногда разрабатывая отдельные темы подробно, иногда лишь намечая пути их разрешения. Автор сознает эту неравномерность - она входила в его намерения и определялась современным уровнем изучения эстетики стиха"