306.0947 ШЕН Шёнле, Андреас. Архитектура забвения : руины и историческое сознание в России Нового времени / А. Шёнле ; пер. с англ. А. Степанов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2018. - 358 с. : ил. - (Интеллектуальная история). - Библиогр. в подстрочных прим. - Пер. изд. : Architecture of Oblivion : Ruins and Historical Conciousness in Modern Russia / A. Schonle. - DeKalb, 2011. - ISBN 978-5-4448-0724-8. - Текст : непосредственный. Список иллюстраций : с. 357 - 358
Руины и модерность в русском предромантизме Эстетика и политика в романтической моде на руины Между стиранием и взращиванием : руины и модерный город в глубине времен Послереволюционная разруха в городе. От возвращения случайной красоты к антиутопической потере "я" Руины Ленинграда времен блокады и эстетика борьбы за выживание Руины как переход к вневременности в поэзии Иосифа Бродского Руины как альтернативная реальность. "Бумажные архитекторы" и жизненная сила разрушения
Несмотря на длительное пренебрежение и безразличие, руины сыграли заметную роль в русской истории. Вплоть до недавнего времени российский ландшафт, как деревенский, так и городской, изобиловал руинами, начиная от недостроенных и брошенных величественных императорских дворцов, таких как екатерининский дворец в Царицыне, и до незаживших шрамов Второй мировой войны и печальных результатов советского и постсоветского небрежения; не говоря уже о грандиозных пространствах заброшенных промышленных зон (показанных, в частности, в фильме Андрея Тарковского "Сталкер"). В советское и постсоветское время повсеместно разбросанные развалины заброшенных зданий придавали особенно острое историческое значение окружающему ландшафту. Руины - во многих отношениях образ рефлексивности, самосознания культуры, размышляющей о собственных истоках, и Россия в этом отношении не исключение. Автор этой монографии исследует значение, приписываемое руинам в литературе и искусстве, а также в политическом дискурсе на исторических сломах, от XVIII века до наших дней. Он освещает противоречивые факторы, которые довлели в тот или иной период и препятствовали широкому признанию руин в качестве культурных ценностей. Кроме того, в книге анализируется, как восприятие руин отражает различные грани идентичности и исторического сознания русской культуры в целом